Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч.
Μαύσωλος), сооружён в середине IV века
до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Бодрум,
Турция), одно из античных чудес света.
Сооружение и архитектура
Сооружение
мавзолея началось ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям
античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея
она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных
скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и
второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.
Плиний Старший так описывает
это сооружение:
« С юга
и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее
протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36
колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с
севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они
закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по
высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в
остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал
Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м].»
Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке Миниатюрк.О
расположении Мавзолея и материале (кирпич, облицованный проконнеским мрамором)
сохранилось свидетельство Витрувия.[2] Архитектура Мавзолея необычна для
греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане
прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти
квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания.
Разрушение и исследование
Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от
сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны
рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины
исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса
Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов
реконструкции первоначального облика, один из которых был положен в основу
мавзолея Гранта на Манхэттене.
|